Рекомендации разработаны экспертным советом № 14 ВАК по педагогическим и психологическим наукам на основе обобщения типичных ошибок, допускаемых соискателями при подготовке, оформлении и представлении результатов психолого-педагогических исследований.
Предназначены для использования соискателями ученых степеней, научными руководителями (консультантами), советами по защите диссертаций по педагогическим и психологическим наукам при подготовке и экспертизе диссертаций в дополнение к содержанию действующих нормативных правовых актов в области аттестации научных работников высшей квалификации.
Тематика диссертационных исследований должна быть актуальной для системы образования Республики Беларусь. При выборе темы необходимо учитывать основные направления и задачи утвержденных национальных стратегических и программных документов по развитию социально-гуманитарной сферы.
Справочно.
Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, решение Всебелорусского народного собрания от 25 апреля 2024 г. № 5.
Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2021 – 2025 годы, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2021 г. № 57.
Концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года, постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 30 ноября 2021 г. № 683.
Исследования соискателей ученой степени должны органично встраиваться в государственные и отраслевые программы научных исследований. Диссертации, ограниченные только рамками кафедральной НИР, не в полной мере могут отвечать запросам социальной и образовательной политики и быть масштабированы на республиканском уровне.
Соответствие содержания диссертации паспорту научной специальности должно строго отслеживаться на этапах утверждения темы, промежуточной и итоговой аттестации докторантов, аспирантов, соискателей, а также на всех этапах экспертизы диссертации. Особое внимание рекомендуется обратить на раздел паспорта научной специальности «Разграничение со смежными специальностями».
При формулировке темы диссертации требуется терминологическая точность: следует аккуратно использовать научные термины и понятия, недопустимо использовать профессиональный сленг.
Задачи диссертационного исследования должны рассматриваться как этапы исследовательской работы, выполнение которых приведет к достижению заявленной цели исследования.
Содержание положений, выносимых на защиту, должно соответствовать смыслу поставленных задач. Требуются лаконичные формулировки, отражающие сущность, новизну полученных соискателем научных результатов и конкретное приращение научного знания в отрасли науки.
Справочно.
Положения, выносимые на защиту – конкретные формулировки, содержащие отличительные признаки самостоятельно полученных новых научных результатов, характеризующие вклад соискателя ученой степени в отрасль науки, к которой относится тема диссертации, включающие сравнительную оценку их научной и практической значимости (п. 20 Положения о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2004 г. № 560).
Существенными смысловыми частями содержания положения, выносимого на защиту, являются:
конкретное изложение результатов диссертационного исследования (даны четкие определения, краткое описание нового или усовершенствованного научного продукта (способа, классификации, методики и проч.), отсутствуют абстрактные описания общеизвестных суждений);
признаки научной новизны и личного вклада соискателя (показано научное приращение в сопоставлении полученных результатов с известными, когда удается четко дифференцировать продвижение исследователя по сравнению с достижениями предшественников в данной предметной области).
В теоретической части диссертации необходимо представить проблемное поле и четкое обоснование методологии исследования с преломлением на исследуемую проблему, а не простым перечислением существующих подходов. Внутреннее единство работы определяется выбором адекватных методологических оснований, а их реализация обеспечивает целостность как теоретической, так и эмпирической частей диссертационного исследования.
Заведомо нерезультативны прецеденты, когда каждая часть (глава) диссертации исходит из разных методологических оснований: в теоретическом анализе представлены и описаны одни методологические подходы, а экспериментальное исследование осуществляется по другим (иногда взаимоисключающим) методологическим основаниям.
Теоретический обзор литературы не должен быть перегружен изложением всех существующих взглядов и мнений, а представлен в структурированном виде в соответствии с задачами и предметом исследования. Наряду с анализом зарубежных источников необходимо представить обзор проведенных в Республике Беларусь исследований со ссылками на диссертации и (или) авторефераты диссертаций белорусских авторов по близкой тематике по отрасли (смежным отраслям) науки.
В теоретической части должен быть дан критический анализ изученных источников и научных подходов, их оценка и возможности преодоления существующих недостатков. В диссертации обязательно должна быть отражена обоснованная авторская позиция.
Организация эмпирического исследования должна быть представлена посредством обоснования экспериментального плана и описания дизайна эксперимента. Для объективной оценки обязательно описание экспериментальной выборки испытуемых, которая должна быть репрезентативной и достаточной по объему с точки зрения планируемых к применению способов анализа данных.
При описании результатов экспериментального исследования следует избегать крайностей: либо игнорирования методов математической статистики, либо перегруженности количественными данными и отсутствия их качественной интерпретации.
При изложении текста диссертации рекомендуется придерживаться следующих правил и требований: терминологическая точность; концентрированность смысла; избегание применения языковых конструкций, усложняющих понимание идей автора; недопустимы орфографические, пунктуационные ошибки, стилистические несоответствия.
Разграничение вклада соискателя ученой степени в совместные с другими авторами научные публикации или совместно выполненные с иными лицами НИР осуществляется путем предоставления соответствующих справок, подписанных всеми соавторами (соисполнителями) или уполномоченными должностными лицами компетентных органов и учреждений.
В справке требуется содержательно (с установлением автора, правообладателя, разработчика конкретных фрагментов текстов статей и иных материалов) разграничить авторский вклад в каждую работу из списка публикаций соискателя ученой степени, размещенного в диссертации и автореферате диссертации. Не допускается подменять содержательное описание вклада фиксацией участия в долях или процентах.