- Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» № 305-З от 15.07.2015 г.
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1732 от 26.12.2011 г.
- Методические рекомендации по организации антикоррупционной работы в Министерстве спорта и туризма и подчиненных государственных организаций
- План по борьбе с преступностью и коррупцией на 2023-2025 годы
«Телефон доверия»
учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры»
Если Вы располагаете информацией о правонарушениях, создающих условия для коррупции или о коррупционных правонарушениях (статьи 25 и 37 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией») в учреждении образования «Белорусский государственный университет физической культуры», Вы можете сообщить об этом по «Телефону доверия» +375 (17) 373-53-37.
Приём заявлений
понедельник-четверг
8.15 – 13.00;
13.30 – 17.00;
пятница
8.15 – 13.00;
13.20 – 15.35;
суббота, воскресенье
выходные дни.
Обращаем Ваше внимание, что для корректной оценки поступающей информации в сообщении важно отразить следующие сведения:
1. Ваши фамилия, имя, отчество, должность, контактный телефон.*
2. Фамилия, имя, отчество и должность лица, совершившего коррупционные, мошеннические действия или иные злоупотребления служебными полномочиями.
____________________________
*Анонимная информация принимается к обработке, если содержит конкретные сведения о правонарушении.
Новые резонансные материалы по коррупции в ближайшее время придадут огласке в Беларуси.
Под председательством Генерального прокурора Республики Беларусь Александра Конюка прошло республиканское координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией.
На разных этапах общественного развития одним из самых пагубных явлений выступает коррупция (от лат. corrumpere – портить). Злоупотребление властью для получения выгоды в личных целях сопровождает человечество с древнейших времен. Несмотря на то, что история знает немало примеров борьбы с этим злом (порой крайне жестоких), к сожалению, оно не изжито до сих пор. В XXI веке коррупция остается в числе актуальных проблем, присущих всем без исключения странам.
Коррупционные правонарушения наносят колоссальный материальный ущерб современным государствам. Ежегодно в мире на взятки тратится 1 трлн. долларов США. Эти данные приведены в прошлогоднем исследовании ООН, подготовленном к Международному дню борьбы с коррупцией (отмечается 9 декабря). В результате коррупции государства недополучают ежегодно 2,6 трлн. долларов США – сумму, эквивалентную 5% мирового ВВП. В развивающихся странах потери, связанные с коррупцией, превосходят в 10 раз суммы, выделяющиеся в качестве официальной помощи. В Европейской комиссии ЕС утверждают, что коррупция каждый год приносит ущерб евроэкономике в размере 120 млрд. евро. А по оценкам Европейского бюро по борьбе с мошенничеством (англ. – OLAF), страны Европейского союза ежегодно теряют от коррупции 323 млрд. евро.
В Беларуси созданы и на практике реализованы механизмы государственной антикоррупционной политики, доказавшие свою эффективность.
Этот вопрос находится под постоянным личным контролем Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. Глава государства в своем выступлении на торжественном мероприятии, посвященном 100-летию органов государственной безопасности, отметил: «В последние годы общими усилиями компетентных служб коррупцию удалось обуздать (в Беларуси удельный вес выявленных преступлений коррупционной направленности в структуре всей преступности ежегодно составляет не более 2–3%). Однако о ликвидации негативных явлений еще говорить не приходится. Взяточничество, хищения, теневая коммерция и прочие нарушения закона подобного рода по-прежнему представляют собой огромную опасность для нашей страны».
Негативное влияние коррупции на социально-экономические процессы
В белорусском законодательстве коррупция определена как умышленное использование служебного положения в целях противоправного получения имущества или другой выгоды, а также подкуп должностного или приравненного к нему лица.
Основные негативные экономические последствия от коррупции заключаются в следующем:
расширяется теневая экономика (а на ее основе криминальный бизнес), что приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета;
нарушается конкурентное регулирование рынка, поскольку «конкурентоспособным» становится тот, кто получил преимущества незаконно;
неэффективно используются бюджетные средства при распределении государственных заказов и кредитов;
в случае нарушений в ходе приватизации, а также искусственных банкротств замедляется появление эффективных частных производств и собственников;
повышаются себестоимость производства продукции и товаров, отпускные (розничные) цены за счет коррупционных «накладных расходов», растет инфляция;
ухудшается инвестиционный климат. У агентов рынка появляется неверие в способность властей устанавливать, контролировать и соблюдать честные правила рыночных отношений.
В целом потери от коррупции гораздо шире и глубже, чем это представляется с точки зрения простой ее оценки как суммарной величины взяток и сумм похищенного.
Отвлекаемые от целей общественного развития «коррупционные средства» снижают способность государства решать актуальные социальные проблемы населения.
Политическая опасность коррупции заключается в ее исключительно негативном воздействии на основы государственного устройства и правового регулирования. Деятельность коррумпированных чиновников всегда ориентирована на сохранение и поддержание различного рода личных и узкокорпоративных интересов, а не на обеспечение устойчивого развития государства.
В белорусском обществе преобладает негативное отношение к коррупции. Согласно результатам республиканского опроса, проведенного Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь (далее – ИАЦ) в IV квартале 2017 г., 77,5% респондентов считают, что это недопустимое явление, с которым надо решительно бороться. При этом для белорусских граждан основным источником формирования мнения о коррупции являются публикации СМИ (58,5%). Значительно реже опрошенные указывают на произошедшие случаи с родственниками и близкими (13,5%), полученную в общественных местах информацию, слухи (10%), личный опыт (8%) и др.
Законодательство Республики Беларусь о борьбе с коррупцией
В Беларуси создана эффективная законодательная база по борьбе с коррупцией во всех сферах жизнедеятельности общества.
Правовые основы антикоррупционной деятельности в нашей стране содержатся в Конституции Республики Беларусь, регламентирующей наиболее важные общественные отношения.
Кроме того, наша страна является активной участницей ряда конвенций ООН и Совета Европы в области борьбы с коррупцией и организованной преступностью. Выполняя соответствующие международные обязательства, Республика Беларусь в рамках своей правовой системы последовательно принимает законодательные, административные и иные антикоррупционные меры.
На реализацию норм Конституции и международно-правовых актов направлен Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 года № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон о борьбе с коррупцией).
В Законе о борьбе с коррупцией:
установлены антикоррупционные ограничения и запреты для государственных должностных и приравненных к ним лиц;
регламентирован порядок урегулирования конфликта интересов;
содержится правовое регулирование декларирования доходов и имущества, устранения последствий коррупционных правонарушений, осуществления контроля (в том числе общественного) и надзора за деятельностью по борьбе с коррупцией.
Ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения устанавливается Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК) и иными актами законодательства.
Антикоррупционное законодательство Республики Беларусь состоит также из иных нормативных правовых актов, направленных на пресечение, профилактику, предупреждение коррупции и борьбу с ней.
Справочно:
В их числе:
- Указ Президента Республики Беларусь от 16.07.2007 № 330
«О специальных подразделениях по борьбе с коррупцией и организованной преступностью»; - Указ Президента Республики Беларусь от 17.12.2007 № 644
«Об утверждении Положения о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией»; - Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5
«Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»; - Директива Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»;
- Директива Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4
«О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь»; - Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе»;
- Закон Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь»;
- Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»;
- Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»;
- постановление Прокуратуры Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 05.04.2007 № 18/95/12
«Об информационном взаимодействии по вопросам формирования, ведения и использования единых банков данных о состоянии борьбы с коррупцией»; - другие правовые акты.
В Беларуси продолжается совершенствование актов законодательства, которые регулируют общественные отношения, наиболее подверженные коррупции.
Существенной корректировке подвергнут порядок осуществления административных процедур и государственных закупок, лицензирования, предоставления земельных участков.
Цель принятых в 2017 году документов – улучшение бизнес-климата, совершенствование регулирования контрольной (надзорной) деятельности, содействие торговле и бытовому обслуживанию, расширение самозанятости населения.
Справочно:
Например, с 1 января 2018 г. одним из изменений стал переход от системы плановых проверок к выборочным, назначение которых осуществляется с учетом критериев оценки степени риска совершения правонарушений и при наличии на это оснований. Исключена возможность вынесения предписания о приостановлении деятельности проверяемого субъекта. Установлена административная ответственность контролеров за совершение грубых нарушений при проведении проверок.
Ключевым документом в этой сфере стал Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства». Декрет минимизирует вмешательство должностных лиц в работу субъектов хозяйствования и усиливает механизмы саморегулирования бизнеса, его ответственность за свою работу перед обществом. Этим документом введен уведомительный порядок для ряда видов деятельности, систематизированы требования к безопасности, установлен мораторий на повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов, пошлин, предоставлено право самостоятельно организовывать и проводить выставки, устанавливать режим работы торговых объектов, объектов общепита и др.
Справочно:
С 26 февраля 2018 г., например, можно не разрабатывать проектную документацию для размещения наружной рекламы; не получать согласия общего собрания членов гаражного кооператива для использования гаража в качестве СТО; не оформлять путевые листы для автомобильных перевозок и др.
Для практической реализации Декрета № 7 предстоит большая работа – необходимо внести изменения в более чем 6 кодексов, 21 закон, 13 указов, отраслевые и локальные документы.
Субъекты правонарушений, создающих условия для коррупции, и субъекты коррупционных правонарушений
Субъектами правонарушений, создающих условия для коррупции, являются государственные должностные лица и лица, приравненные к государственным должностным лицам (статья 3 Закона о борьбе с коррупцией).
Справочно:
К государственным должностным лицам относятся работники, постоянно или временно занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и негосударственных организациях, в уставных фондах которых 50% и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц. К последним, например, относятся все республиканские и коммунальные унитарные предприятия, многочисленные открытые акционерные общества (ОАО «ГУМ», ОАО «Белбакалея»,
ОАО «Беллифт») и др.
Под лицами, приравненными к государственным должностным лицам, понимаются работники, которые постоянно или временно занимают в организациях с госдолей менее 50% должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, а также лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий.
Субъектами коррупционных правонарушений являются, помимо названных лиц, иностранные должностные лица и лица, осуществляющие подкуп всех перечисленных лиц (статья 3 Закона о борьбе с коррупцией).
Субъекты противодействия коррупции
В Республике Беларусь сформирована единая система государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, их специальных подразделений и государственных органов и иных организаций.
Борьбу с коррупцией осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности.
Государственным органом, ответственным за организацию борьбы с коррупцией, является Генеральная прокуратура Республики Беларусь.
Справочно:
В Генеральной прокуратуре Республики Беларусь создано управление по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, в Министерстве внутренних дел Республики Беларусь – главное управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.
В борьбе с коррупцией участвуют Следственный комитет Республики Беларусь, органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь и иные органы пограничной службы Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его инспекции, Министерство финансов Республики Беларусь и его территориальные органы, Национальный банк Республики Беларусь, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации, а также другие государственные органы и иные организации в пределах своей компетенции в соответствии с актами законодательства.
В настоящее время реализуется очередная программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2017–2019 годы.
Справочно:
Документ направлен на решение следующих основных задач:
мониторинг и прогнозирование состояния и структуры преступности и коррупции в целях предотвращения негативных изменений, создающих угрозу национальной безопасности;
обеспечение эффективного функционирования и дальнейшего совершенствования системы профилактики правонарушений посредством скоординированной деятельности и расширения взаимодействия государственных и общественных структур;
повышение результативности антикриминальной политики, уровня экономической и общественной безопасности, в том числе путем оптимизации правовых и организационных условий деятельности правоохранительных органов;
внедрение инноваций, передового опыта в сфере противодействия противоправному поведению, проявлениям коррупции и экстремизма, алкоголизации и наркотизации населения;
рост уровня правосознания и правовой культуры населения, повышение доверия населения к правоохранительным органам и органам государственного управления.
В республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных, Минском городском, городских, районных исполкомах, местных администрациях районов в городах, управляющих компаниях холдингов созданы комиссии по противодействию коррупции. В заседаниях комиссий, как правило, участвуют представители прокуратуры, органов внутренних дел, средств массовой информации.
Сила общественности (граждан и общественных объединений) заключается в привлечении внимания к тем или иным проблемам, решаемым в дальнейшем государственными органами.
Через специальную форму, предусмотренную на сайтах государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, граждане имеют возможность сообщить об известных им фактах коррупции (в том числе анонимно), а также обратиться за разъяснением интересующего вопроса, подать заявление, предложение, жалобу.
Ответственность за совершение коррупционных деяний
В зависимости от последствий коррупционных правонарушений в Республике Беларусь установлена уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность.
Совместным постановлением Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь и Следственного комитета Республики Беларусь в декабре 2013 г. утвержден действующий перечень коррупционных преступлений:
- хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (статья 210 УК);
- легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (части 2 и 3 статьи 235 УК);
- злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2 и 3 статьи 424 УК);
- бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2 и 3 статьи 425 УК);
- превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2 и 3
статьи 426 УК); - незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 429 УК);
- получение взятки (статья 430 УК);
- дача взятки (статья 431 УК);
- посредничество во взяточничестве (статья 432 УК);
- злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (часть 1 статьи 455 УК).
УК устанавливает весьма суровые санкции за совершение коррупционных преступлений, которые достигают 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Практикуется организация выездных судебных заседаний по уголовным делам о коррупции на предприятиях, в трудовых коллективах.
Отсутствие в нашей стране «неприкасаемых» подтверждается примерами возбуждения резонансных уголовных дел в отношении руководителей самого высокого ранга, освобождения их от занимаемых должностей за допущенные просчеты в организации антикоррупционной работы.
Справочно:
К примеру, за получение взяток осуждены к 9 годам лишения свободы с лишением воинского звания и конфискацией имущества бывший командующий ВВС и войсками ПВО Вооруженных Сил; к 12 годам лишения свободы с конфискацией имущества – бывший заместитель генерального директора ОАО «Нафтан»; к 11 годам лишения свободы – бывший начальник Климовичского РОВД; к 14 годам лишения свободы с конфискацией имущества и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – бывший заместитель председателя Минского городского исполнительного комитета. За злоупотребление властью или служебными полномочиями, покушение на получение взятки к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества осужден бывший председатель концерна «Беллегпром».
В КоАП определены меры административной ответственности за отдельные виды коррупционных правонарушений. К ним в том числе относятся:
- нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов либо организации государственных закупок товаров (работ, услуг) (статья 11.16 КоАП);
- нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов
(статья 23.83 КоАП).
В Законе о борьбе с коррупцией предусмотрена дисциплинарная ответственность за коррупционные проявления. В качестве наиболее жесткой санкции статьей 43 Закона предусмотрено освобождение от занимаемой должности (увольнение). Руководители государственных органов и иных организаций обязаны информировать государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками коррупционных правонарушений в течение десяти дней с момента, когда им стало о них известно.
Статьей 36 Закона о борьбе с коррупцией установлена гражданско-правовая ответственность за достоверность сведений, указываемых в ежегодных декларациях о доходах и имуществе государственными должностными лицами, занимающими ответственное положение, лицами, поступившими на государственную службу путем избрания, их супругом (супругой), несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными (удочеренными), совершеннолетними близкими родственниками, совместно с ними проживающими и ведущими общее хозяйство. В случаях установления явного превышения стоимости принадлежащего указанным лицам имущества и иных расходов (составляющего не менее 25%) за период, когда должностные лица занимали названные должности, над доходами, полученными из законных источников, имущество и иные расходы на сумму, явно превышающую подтвержденные доходы, безвозмездно изымаются (взыскиваются) или взыскивается стоимость такого имущества в доход государства.
Статистические данные за 2017 год
По данным Генпрокуратуры, в 2017 году в Республике Беларусь учтено 1 885 (в 2016 году – 1 593) коррупционных преступлений.
Их удельный вес в общем количестве преступлений, учтенных в Республике Беларусь, составил 2,2% (в 2016 году – 1,7%).
В целом по республике увеличилось число установленных фактов:
- получения взяток – с 713 в 2016 году до 736 в 2017 году;
- совершения хищений путем злоупотребления служебными полномочиями – с 498 до 565;
- злоупотребления властью или служебными полномочиями – с 175
до 315; - дачи взяток – с 113 до 148;
- превышения власти или служебных полномочий – с 56 до 83;
- бездействия должностного лица – с 15 до 21.
Остаются немногочисленными учтенные факты незаконного участия в предпринимательской деятельности – 2 (в 2016 году – 3), легализации (отмывания) материальных ценностей – 1 (2).
Тенденция по увеличению числа зарегистрированных коррупционных преступлений отмечена в Брестской, Гомельской и Могилевской областях.
Вследствие активизации правоохранительной деятельности к уголовной ответственности в целом привлечено больше коррумпированных лиц. В сравнении с 2016 годом их общее число увеличилось с 701 до 780 (из них занимавших ответственное положение –
с 12 до 17).
Справочно:
По данным МВД, в 2017 году вынесены обвинительные приговоры в отношении привлеченных правоохранительными органами 23 должностных лиц, занимавших ответственное положение, из которых 7 должностей входят в кадровый реестр Главы государства.
Наибольшее число коррумпированных лиц привлечены в 2017 году к уголовной ответственности за:
- совершение хищений путем злоупотребления служебными полномочиями – 337 лиц (в 2016 году – 377);
- получение взятки – 156 (120);
- злоупотребление властью или служебными полномочиями – 145 (104).
Справочно:
В 2012–2016 гг. начальник управления весогабаритного контроля
ГУ «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь», а также начальник и 5 работников отдела весогабаритного контроля филиала по г.Минску и Минской области систематически получали взятки от индивидуальных предпринимателей и представителей субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в области грузоперевозок, за непроведение весогабаритного контроля и проверки сопроводительных документов транспортных средств. Общая сумма взяток составляет более 80 тыс. руб. При этом был нанесен серьезный ущерб транзитной привлекательности территории Беларуси.
В 2017 году к уголовной ответственности за получение взятки в размере 936 тыс. долларов США привлечен бывший директор
СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод».
В отдельных случаях коррупционная составляющая фактически напрямую перекладывается на граждан, часть из которых этого даже не подозревает.
Справочно:
Органами внутренних дел выявлена противоправная схема поставок технологического оборудования по ценам, завышенным до 13 раз, в адрес предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства. В отношении
25 должностных лиц предприятий системы ЖКХ и поставщиков возбуждено 52 уголовных дела, по части из которых уже вынесены обвинительные приговоры. Установленный ущерб превысил 20,5 млн. руб.
По сведениям Генпрокуратуры, в 2017 году коррупционными преступлениями причинен ущерб в размере 25,2 млн. руб. (в 2016 году – 7 млн. руб.), который возмещен на сумму 10 млн. руб. (2,8 млн. руб.), арестовано имущество на сумму 32,4 млн. руб. (14,6 млн. руб.).
В 2017 году наибольшее количество коррупционных преступлений учтено в сферах:
- государственного управления – 318 (в 2016 году – 275);
- сельского хозяйства – 200 (138);
- промышленности – 184 (135);
- транспорта – 181 (82);
- здравоохранения – 163 (163);
- строительства – 145 (118);
- образования – 130 (80);
- торговли – 118 (122).
Менее подвержены коррупции такие сферы, как предоставление услуг телекоммуникации и связи – 0 (в 2016 году – 1), социальная – 1 (1), страхование – 7 (2).
Число выявленных прокурорами нарушений антикоррупционного законодательства возросло с 1 996 в 2016 году до 2 096 в 2017 году, в том числе: 108 (в 2016 году – 236) фактов несоблюдения антикоррупционных ограничений, 1 365 (1 300) правонарушений, создающих условия для коррупции, 250 (228) коррупционных правонарушений, 340 (232) нарушений, связанных с несоблюдением порядка декларирования доходов и имущества.
Анализ судебной практики показывает, что коррупционно рискованными по-прежнему остаются сферы распоряжения государственной собственностью и имуществом организаций (в том числе бюджетными средствами при модернизации производства, выполнении инвестиционных программ), осуществления закупок, выполнения услуг, строительства и реконструкции объектов различных форм собственности.
Международное сотрудничество
Республика Беларусь является полноправным участником Группы государств по борьбе с коррупцией (международной организации, созданной Советом Европы в 1999 году, англ. – GRECO).
Справочно:
Во взаимодействии с Советом Европы Беларусь участвует в реализации проекта «Надлежащее управление и борьба с коррупцией» по линии инициативы Евросоюза «Восточное партнерство».
Наша страна также входит в состав Межгосударственного совета по противодействию коррупции Содружества Независимых Государств.
Справочно:
В октябре 2017 г. Совет глав государств СНГ одобрил Концепцию сотрудничества государств – участников СНГ по борьбе с коррупцией, проект которой был разработан белорусской стороной.
Беларусь активно взаимодействует с Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (англ. – EAG), Группой по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (англ. – FATF), Антикоррупционной сетью для стран Восточной Европы и Центральной Азии Организации экономического сотрудничества и развития (англ. ACN OECD).
В опубликованном международной организацией Transparency International ежегодном индексе восприятия коррупции по итогам 2017 года Беларусь поднялась с 79-го (в 2016 году) на 68-е место (для сравнения: Болгария и ЮАР находятся на 71-м месте, Китай и Сербия – на 77-м, Индия и Турция – на 81-м, Армения и Македония – на 107-м, Азербайджан, Казахстан, Молдова – на 122-м, Украина – на 130-м, Кыргызстан и Россия – на 135-м, Узбекистан – на 157-м, Таджикистан – на 161-м, Туркменистан – на 167-м месте). При этом наша страна за последнее десятилетие улучшила свою позицию более чем в два раза (в 2007 году занимала 150-е место).
По мнению экспертов американской некоммерческой деловой ассоциации TRACE International, Беларусь является одной из стран с «наиболее развитым антикоррупционным законодательством».
На фоне стремительного внедрения новых технологий в экономическую деятельность и общественные отношения возникают новые коррупционные риски и преступные схемы. Поэтому в Республике Беларусь формы и методы борьбы с коррупцией постоянно совершенствуются.
****
Белорусским руководством последовательно и настойчиво предпринимаются необходимые меры по дальнейшему укреплению законности и правопорядка, недопущению проникновения криминала в органы государственного управления, политику и экономику. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко занимает принципиальную позицию в отношении безусловного противодействия коррупции во всех без исключения сферах общественных отношений. Неизменными остаются требования белорусского лидера о необходимости привлечения к ответственности причастных к коррупции лиц независимо от их статуса, должностного положения, предыдущих заслуг.
Справочно:
Большинство жителей Беларуси (68%) в той или иной степени положительно оценивает проводимые государством меры по борьбе с коррупцией в нашей стране. Об этом свидетельствуют данные проведенного ИАЦ в IV квартале 2017 г. республиканского опроса.
Глава государства на состоявшейся 1 февраля 2018 г. встрече с Председателем Комитета государственной безопасности В.Вакульчиком, отметив весомый вклад КГБ в раскрытие значимых преступлений в сфере коррупции, заявил: «Что бы мы ни делали в обществе, какие бы у нас ни были законы, государственное устройство, экономика какая бы продвинутая ни была, но если коррупция, как в некоторых известных нам государствах зашкаливает, если против нее не борются, никакого продвижения и развития страна не получит. Поэтому коррупция – это страшная ржавчина, против которой надо бороться».
Материал подготовлен Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь на основе сведений Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Следственного комитета Республики Беларусь.