Заведующий кафедрой
КВЯТКОВСКАЯ НАТАЛЬЯ АНТОНОВНА
кандидат педагогических наук, доцент
Контактные телефоны:
+375 17 350 36 35 (к. 430)
+375 17 361 74 86 (к. 423 преподавательская)
+375 17 350 39 71 (к. 425)
Одним из решающих факторов, влияющих на приобщение человека к регулярным занятиям физической культурой и спортом, является личность инструктора, тренера, педагога. Именно в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных интегрировать знания ряда научных дисциплин (теории и методики физического воспитания, биохимии, физиологии, психологии, педагогики и т.д.), владеющих широким арсеналом практических навыков организации и проведения физкультурно-оздоровительных занятий, заключается основное предназначение кафедры технологий фитнеса.
Её сложная, динамичная история началась в 1973 году и связана с открытием в БГОИФК кафедры ГТО, туризма и гребного спорта, первым заведующим которой был назначен кандидат педагогических наук, доцент Г.П. Коваленко. За более чем 50-летний период времени кафедра неоднократно реформировалась и реорганизовывалась, менялись направления деятельности, название, руководители. Но ей всегда удавалось соответствовать запросам времени, зачастую выступая катализатором появления новых интересных идей.
С 1984 года кафедрой организации массовой физкультурно-оздоровительной работы и туризма руководил кандидат педагогических наук, доцент Е.Я. Безносиков. В 1986 году открылась кафедра производственной физической культуры, которую возглавил кандидат педагогических наук, доцент А.Г. Фурманов.
В 1988 году был осуществлен первый выпуск преподавателей-организаторов физкультурно-оздоровительной работы и туризма.
В 1993 году кафедры производственной физической культуры и массовых форм физкультурно-оздоровительной работы были объединены в одну – производственной физической культуры и рекреации – во главе с А.Г. Фурмановым.
В 2001 году кафедра рекреации переименована в кафедру оздоровительной и адаптивной физической культуры, а с 2004 года она носила название – кафедра оздоровительной физической культуры.
Под руководством кандидата педагогических наук, доцента Р.Э. Зимницкой в 2001 году было открыто новое направление специальности «Оздоровительная и адаптивная физическая культура (оздоровительная)», что стало значительным импульсом в развитии кафедры.
В 2003 году на кафедре впервые в республике было открыто новое направление специальности «Спортивно-педагогическая деятельность (тренерская работа по бильярдному спорту)». Первыми студентами этого направления стали мастера спорта международного класса Е. Бунос, Е. Курта, мастера спорта Республики Беларусь Д. Чупров, А. Костюковец и др.
В разное время на кафедре преподавали знаковые в своей отрасли люди и специалисты, стоявшие у истоков развития в республике разных направлений ОФК: В.И. Ганапольский, кандидат химических наук, доцент (туризм); Л.И. Лозовский – первый белорусский «снежный барс», мастер спорта по альпинизму, кандидат биологических наук; Л.Т. Ломако – первая женщина в Беларуси – мастер спорта по альпинизму, кандидат химических наук; И.С. Малахов – входил в 10-ку лучших бильярдистов СССР; В.И. Белько первый в Республике Беларусь судья международной категории по «Пирамиде», соучредитель Белорусской ассоциации бильярдного спорта; Э.Э. Бизюк – четырехкратный чемпион БССР по бодибилдингу, чемпион Бельгии в классе «мастера»; Т.В. Дорофеева – аэробика; В.В. Леонова – физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства и в местах массового отдыха; Ю.М. Устинович – бодибилдинг; И.К. Бабанкова – шейпинг; В.Е. Подлисских – туризм спортивный; Д.И. Барановская – туризм; О.М. Туровец – бильярд, спортивное ориентирование.
С 2013 года кафедру возглавила кандидат педагогических наук, доцент О.К. Будрюнас. В 2020 году кафедра получила свое современное название – кафедра технологий фитнеса.
С сентября 2022 года кафедрой руководит кандидат педагогических наук, доцент Н.А. Квятковская.
Существенный вклад в разработку и внедрение в Беларуси оздоровительных программ для трудящихся, принадлежит доктору педагогических наук, профессору А.Г. Фурманову. Александр Григорьевич опубликовал около 300 научных работ, он один из авторов первого учебника «Оздоровительная физическая культура» (2003).
Значительный вклад в повышение эффективности оздоровительных занятий внесла кандидат педагогических наук, доцент Р.Э. Зимницкая. Результативность ее работы в этом направлении подтверждена защитами диссертационных работ (Н.Г. Лаврик, О.К. Рябцова, Н.А. Квятковская, Д.В. Тропникова, Д.А. Якубовский, А.В. Солонец, М.А. Холод). Зимницкая Регина Эдуардовна является автором более 100 научных работ.
Большая роль в научном развитии кафедры принадлежит и доктору педагогических наук, доктору биологических наук, профессору А.А. Михееву. Он является автором более 320 научных работ, в том числе 8 монографий, 52 методических рекомендаций, 5 авторских свидетельств СССР на изобретения, 2 патентов на полезные модели.
Под его руководством пишутся докторские, кандидатские и магистерские диссертации. В 2021 году успешно защищены диссертационные работы на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Аль-Бшени Фатхи Али Мухаммеда (Государство Ливия) и ВАН ЛИИН (Китайская народная республика)
В современном обществе существенно возросла потребность в специалистах, всесторонне подготовленных к творческой профессионально-педагогической, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с различными категориями населения.
Кафедра технологий фитнеса стремится удовлетворить этот запрос, постоянно повышая требования к качеству подготовки своих выпускников. Для этого имеется необходимое научно-методическое обеспечение учебного процесса, современная материально-техническая база и, пожалуй, самое главное – высококвалифицированные, профессиональные сотрудники.
На протяжении многих лет сотрудники кафедры работают в направлении научного обоснования традиционных и инновационных фитнес-технологий в системе двигательной активности лиц различного возраста. Сегодня кафедра – это сплоченный, мобильный коллектив единомышленников, который продолжает традиции, заложенные ее основателями, а также внедряет самые современные направления фитнеса.
Должность | ФИО | Ученая степень, ученое звание | Дисциплина |
Заведующий кафедрой | Квятковская Наталья Антоновна |
кандидат педагогических наук, доцент | Средства ОФК Теория и методика ОФК Методические основы видов ОФК Научно-методическое обеспечение ОФК Профессионально-педагогическое совершенствование |
Профессор | Михеев Александр Анатольевич |
доктор педагогических наук, доктор биологических наук, профессор | Теория и методика ОФК Современные технологии ОФК Спортивно-педагогическое совершенствование |
Доцент | Будрюнас Ольга Константиновна |
кандидат педагогических наук, доцент | Средства ОФК Современные виды ОФК Научно-методическое обеспечение ОФК Технология программирования занятий оздоровительной направленности рофессионально-педагогическое совершенствование Производственная практика |
Доцент | Жамойдин Денис Вячеславович |
кандидат педагогических наук | Профессионально-педагогическое совершенствование |
Старший преподаватель | Юспа Татьяна Владимировна |
Средства ОФК Теория и методика ОФК Производственная практика |
|
Старший преподаватель | Бельченко Людмила Сергеевна |
Теория и методика ОФК Современные виды фитнеса Методические основы видов ОФК Учебная практика «Средства ОФК» Профессионально-педагогическое совершенствование Производственная практика |
|
Старший преподаватель | Романович-Вильман Дарья Викторовна |
Средства ОФК Современные виды фитнеса Методические основы видов ОФК Спортивно-педагогическое совершенствование |
|
Старший преподаватель | Орлова Светлана Владимировна | Средства ОФК Методические основы видов ОФК |
|
Преподаватель | Васильева Анна Кирилловна |
Средства ОФК Современные виды фитнеса Методические основы видов ОФК Учебная практика «Средства ОФК» Профессионально-педагогическое совершенствование Спортивно-педагогическое совершенствование Производственная практика |
В системе подготовки специалистов по оздоровительной физической культуре (ОФК) важное место занимает теоретическая и практическая направленность профессионального образования.
Лекционный материал на кафедре преподается специалистами высокой квалификации по учебным дисциплинам:
– «Теория и методика ОФК» (заведующий кафедрой Н.А. Квятковская, профессор А.А. Михеев, старший преподаватель Л.С. Бельченко, старший преподаватель Т.В. Юспа);
– «Средства ОФК» (доцент О.К. Будрюнас, старший преподаватель Т.В. Юспа, старший преподаватель С.В. Орлова);
– «Методические основы видов ОФК» (заведующий кафедрой Н.А. Квятковская, старший преподаватель С.В. Орлова, старший преподаватель Д.В. Романович-Вильман, старший преподаватель В.А. Адамович);
– «Научно-методическое обеспечение ОФК» (заведующий кафедрой Н.А. Квятковская, доцент О.К. Будрюнас);
– «Современные виды фитнеса» (старший преподаватель Л.С. Бельченко);
– «Современные виды ОФК» (доцент О.К. Будрюнас);
– «Современные технологии ОФК» (профессор А.А. Михеев);
– «Технология программирования занятий оздоровительной направленности» (доцент О.К. Будрюнас).
Обучение на кафедре – практикоориентированное. Более 50% занятий, которые проходят на современной, высокотехнологичной спортивной базе, – практические. Их проводят высококвалифицированные преподаватели с многолетним практическим опытом работы в фитнес-индустрии.
Студенты изучают современные направления фитнеса:
– аэробика, степ-аэробика, функциональная и интервальная тренировка (доцент О.К. Будрюнас, старший преподаватель В.А. Адамович, преподаватель А.К. Васильева);
– аквааэробика (старший преподаватель Д.В. Романович-Вильман);
– бодибилдинг (старший преподаватель кафедры спорта БНТУ Ю.В. Пронович);
– йога, пилатес, МФР, стретчинг (доцент О.К. Будрюнас, преподаватель А.К. Васильева);
– бильярдный спорт (старший преподаватель Т.В. Юспа, преподаватель А.К. Васильева);
– туризм и спортивное ориентирование (старший преподаватель С.В. Орлова).
Профессорско-преподавательским составом кафедры воспитана целая плеяда молодых, перспективных учеников, которые составляют научный и педагогический потенциал кафедры (кандидат педагогических наук, доцент Н.А. Квятковская; кандидат педагогических наук, доцент О.К. Будрюнас; кандидат педагогических наук Д.В. Жамойдин, старший преподаватель Л.С. Бельченко; старший преподаватель Н.Э. Брежа; старший преподаватель Т.А. Малько; старший преподаватель С.В. Орлова, старший преподаватель В.А. Адамович; преподаватель А.К. Васильева).
Показателем эффективности профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава является то, что сегодня выпускники кафедры востребованы во всех регионах страны и практически определяют завтрашний день отечественной фитнес-индустрии.
На кафедре созданы все условия для научно–исследовательской деятельности студентов. Под руководством опытных преподавателей – доктора педагогических наук, доктора биологических наук, профессора А.А. Михеева; кандидата педагогических наук, доцента Н.А. Квятковской; кандидата педагогических наук, доцента О.К. Будрюнас; старших преподавателей Т.В. Юспы, Л.С. Бельченко и других.
Студенты кафедры становились победителями и призерами республиканских и международных конкурсов студенческих научных работ. Многие из них продолжают обучение в магистратуре и аспирантуре университета.
В процессе обучения студенты имеют возможность повысить уровень спортивного мастерства и выполнить квалификационные разряды по бильярдному спорту, туризму, спортивному ориентированию, легкой атлетике, лыжному и другим видам спорта, совершенствовать профессиональное мастерство в оздоровительной аэробике, пилатесе, бодибилдинге, йоге и других популярных видах фитнеса. Как преподаватели, так и студенты кафедры ежегодно становятся призерами внутривузовской спартакиады.
Главным итогом деятельности кафедры является выпуск высококвалифицированных специалистов, большинство из которых успешно работает в сфере физической культуры и спорта.
Выпускаемая специальность
Кафедра технологий фитнеса ежегодно проводит набор абитуриентов по специальности 1-88 01 02-01 «Оздоровительная и адаптивная физическая культура (оздоровительная)».
Выпускникам присваивается квалификация: «Инструктор-методист по оздоровительной физической культуре. Преподаватель физической культуры». Специалист данного направления может работать в образовательных учреждениях любых типов, в физкультурно-оздоровительных центрах, в профилакториях, санаториях, домах отдыха, в туристских клубах, в физкультурно-оздоровительных структурах, функционирующих на предприятиях и по месту жительства населения.
Вступительные испытания: белорусский (русский) язык (ЦТ), биология (ЦТ), физическая культура (практические испытания).
Идеологическая и воспитательная работа на кафедре технологий фитнеса проводится в рамках государственной политики в сфере воспитания и образования, организована в соответствии с основными направлениями идеологической и воспитательной работы университета и деканата оздоровительной физической культуры, с учетом рекомендаций отдела воспитательной работы с молодежью университета.
В качестве приоритетов в идеологической и воспитательной работе с обучающимися на кафедре определены:
– гражданское и патриотическое воспитание, формирование политической и информационной культуры;
– идеологическое воспитание;
– правовое воспитание;
– профилактика правонарушений;
– нравственное воспитание;
– эстетическое воспитание;
– культурно-досуговая деятельность и организация свободного времени обучающихся;
– социально-педагогическая поддержка и оказание психологической помощи;
– воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности;
– формирование навыков здорового образа жизни, безопасной жизнедеятельности и экологической культуры;
– гендерное и семейное воспитание;
– трудовое и профессиональное воспитание;
– развитие студенческого самоуправления;
– сотрудничество и взаимодействие с молодежными общественными объединениями университета;
– работа с одаренной и талантливой молодежью;
– профориентационная работа;
– идеологическая и воспитательная работа в общежитиях университета.
В ходе образовательного процесса, а также во внеучебное время преподаватели кафедры проводят индивидуальные и групповые беседы с обучающимися по актуальным проблемам современной политической жизни, обсуждаются общественно-политические и социально-экономические процессы мирового и республиканского уровня.
В организации идеологической и воспитательной работы важная роль отводится деятельности кураторов учебных групп. Они регулярно проводят кураторские и информационные часы по темам воспитательно-профилактической направленности. Систематически проводят беседы по профилактике правонарушений и преступлений. Проводятся рейды – проверки санитарного состояния комнат и условий проживания обучающихся в общежитиях.
Воспитательная и идеологическая работа преподавателей кафедры направлена на формирование их активной жизненной позиции, нравственной, эстетической и экологической культуры, творческой активности обучающихся.
Особое место в жизни студентов и преподавателей кафедры занимает физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая деятельность.
Студенты и преподаватели кафедры регулярно принимают участие в организации и проведении: мастер-классов по фитнесу, фитнес-марафона, соревнований по спортивному ориентированию, скалолазанию, бильярдному спорту. А также отстаивают честь кафедры и факультета в круглогодичной спартакиаде работников физической культуры, спорта и туризма и спартакиаде среди студентов по видам спорта.
Большое количество любителей здорового образа жизни собирает ежегодный фитнес-марафон. В его рамках проходят мастер-классы преподавателей и выпускников кафедры технологий фитнеса различных лет – лучших инструкторов и тренеров по аэробике, степ-аэробике, аквааэробике, силовому, функциональному и интервальному тренингам, бодибилдингу, пилатесу, йоге и другим видам фитнеса.
Традиция кафедры – открытое Первенство БГУФК по бильярду, к участию в котором допускаются студенты, преподаватели и сотрудники университета.
Студенты принимают активное участие в спортивных мероприятиях университета. В 2022/2023 учебном году студенты кафедры заняли:
3 место в турнире по футболу среди студентов непрофильных специальностей
1 место в турнире по гандболу среди студентов непрофильных специальностей
Ежегодно студенты и преподаватели кафедры участвуют в:
– университетских спартакиадах по различным видам спорта (легкая атлетика, плавание, гимнастика, бильярд, шашки, стрельба пулевая, баскетбол), ежегодном университетском легкоатлетическом кроссе, Открытом первенстве БГУФК по легкой атлетике памяти М.Кривоносова, Открытом первенстве БГУФК по гимнастике памяти А.А. Губанова в качестве судей и спортсменов;
– внеуниверситетских мероприятиях (городском легкоатлетическом полумарафоне; праздничном забеге, посвященном «8 марта»; «Забеге сильнейших», посвященном «Дню защитника Отечества»; «Минской лыжне»; серии стартов по спортивному ориентированию «Зеленый стадион» и «Весенняя призма»; Чемпионатах Республики Беларусь по рукопашному бою, гребле академической, плаванию, бильярдному спорту, парашютному спорту, футболу; Первенствах по футболу, пауэрлифтингу, панкратиону; Универсиадах по видам спорта).
– Международных стартах по различным видам спорта (аэробике, плаванию, хоккее на траве, футболу и др.).
Студенты кафедры принимают активное участие в качестве болельщиков и волонтеров на значимых соревнованиях, проводимых в г.Минске, таких как: чемпионат Европы по фигурному катанию; этап Кубка Европы по биатлону; чемпионат по хоккею «Рождественские старты» на призы Президента Республики Беларусь; праздничный забег, посвященный «8 марта»; молодежное шествие в «День Независимости Республики Беларусь»; Кубок мира по фристайлу; чемпионат Республики Беларусь по настольному теннису; чемпионат Республики Беларусь по баскетболу; велопробег VivaRovar; чемпионат Республики Беларусь по гандболу; в параде, посвященном Дню Независимости Республики Беларусь.
В качестве волонтеров студенты кафедры оказывали безвозмездную помощь на II Европейских Играх. В течение года они проходили специальное обучение и помогали в судействе и проведении соревнований по различным видам спорта, сопровождали иностранные делегации, работали на трибунах, а также выступали на открытии и закрытии крупного международного мероприятия.
Пожелаем нашим студентам и выпускникам дальнейших спортивных достижений!!!
Аквааэробика
Занятия по аквааэробике проводятся в условиях водной среды. Основные двигательные действия выполняются у бортика бассейна, на мелкой (глубина от 30 см до 50 см), средней (уровень воды от талии до плечевого пояса) и глубокий (уровень воды выше плечевого пояса, тело человека находится в безопорном положении) его частях из исходных положений стоя, в полуприседе, лежа. На занятиях используется ходьба, бег, прыжки, различные движения руками, туловищем и ногами. На них может применяться специально разработанное оборудование (гантели, манжеты, жилеты, гибкие палки – нудлс).
Силовой тренинг
Развитие силы различных мышечных групп находит свое отражение на занятиях по силовому тренингу. Двигательные действия на занятиях совершаются в ритме, задаваемым музыкальным сопровождением без пауз отдыха. Упражнения силового характера выполняются с внешним сопротивлением, создаваемым весом предмета (гантели, утяжеленные гимнастические палки – бодибары, пампы – специальные мини-штанги, набивные мячи – медболы), противодействием партнера, сопротивлением упругих предметов (резиновых амортизаторов, эспандеров) и различных технических устройств. Отягощением является и масса собственного тела.
Шейпинг
Шейпинг – это созданный в России один из нетрадиционных видов оздоровительной гимнастики.
Программа занятий шейпингом была разработана ленинградскими специалистами под руководством И.В. Прохорцева в 1988 г. и является официально запатентованной системой. Она считается базовой и часто называется «классическим шейпингом». Впоследствии от него образовались различные целевые ответвления и соответствующие «технологии».
По сравнению с другими видами оздоровительной гимнастики шейпинг имеет ряд отличительных особенностей.
Для оценки исходных данных физического развития занимающихся используется медицинское и антропометрическое тестирование, что позволяет определить функциональные возможности, дать объективно-субъективную оценку фигуры и выбрать соответствующую программу тренировки.
Вся система занятий шейпингом обеспечивается наличием компьютерных технологий, начиная с диагностики исходного состояния занимающегося и определения его готовности к занятиям, сопутствующей консультативной помощи (технология-консультант) для текущего и этапного контроля за изменением отдельных параметров, а также конечных результатов, к которым стремится занимающийся по избранным моделям.
Неотъемлемым атрибутом занятий шейпингом является видеомониторинг. Воспроизведение видеопрограмм обеспечивает не только музыкальное оформление занятий, но и, повышая самостоятельность учеников, создает условия длительного лидирования и соответствующего подсказа: как надо выполнять упражнения.
Кроме того, специально созданные видеопрограммы облегчают работу инструктора, позволяют ему осуществлять более качественную коррекцию действий учеников, более эффективно управлять процессом тренировки и контролировать состояние занимающихся.
Аэробика
Сегодня мы являемся свидетелями триумфа оздоровительных видов аэробики. Популярность аэробики в течение более чем 20 лет основана на ее отличительных чертах: эффективности, доступности, эмоциональной окрашенности и внешней привлекательности. В общей сложности специалисты насчитывают около 200 различных оздоровительных программ по аэробике.
Возможности ее применения широки, диапазон упражнений огромен, и под умелым руководством педагога они являются мощным комплексным средством и методом воздействия как в оздоровительном и образовательном, так и в воспитательном направлении развития личности человека.
В последнее время возрастает роль физических упражнений в укреплении здоровья, профилактике различных заболеваний, организации досуга, продлении жизни и творческой активности.
В этой связи появляются новые виды оздоровительных занятий, которые пользуются популярностью среди детей и доступны пожилым людям.
Бодибилдинг
Бодибилдинг (англ. bodybuilding — строительство тела — процесс наращивания и развития мускулатуры путем занятия физическими упражнениями с отягощениями и высокоэнергетического питания, с повышенным содержанием питательных веществ, в частности, белков, достаточным для гипертрофии скелетных мышц.
Человека, занимающегося поднятиями тяжестей с целью увеличения объёма или качества мышц, называют культуристом, или бодибилдером.
Пилатес
Пилатес, одно из самых популярных направлений фитнеса, был изобретен Джозефом Пилатесом еще в самом начале прошлого века. Основное достоинство данной методики заключается в том, что при занятиях пилатес нагрузку получают даже те мышцы, которые не задействуются во время работы на обычных тренажерах. Заниматься пилатесом можно у себя дома без какого-либо специального оборудования. К тому же в пилатесе практически отсутствуют какие-либо ограничения по здоровью и возрасту, а заниматься им могут как взрослые, так и дети.
Все упражнения пилатес можно условно разделить на три категории, таким образом, выделив три вида тренировок пилатес:
1. Тренировки пилатес на полу. На полу сидя или лежа выполняется комплекс упражнений, который помогает избавиться от болей в спине и улучшить осанку. Для данного вида пилатес вам не понадобится никакое специальное оборудование, и выполнять их можно прямо у себя дома. Кстати, именно с этого вида тренировок следует начинать знакомство с системой пилатес. Тренировки со специальным оборудованием на полу.
2. Здесь используются такие приспособления, как гантели, фитбол, эспандер, нудл (гибкая палка, которая может спокойно удержать вас в воде), бодибар (гимнастическая палка), изотоническое кольцо (упругое стальное кольцо диаметром около 38 см, оборудованное удобными захватами для рук и ног).
3. Тренировки пилатес на специальных тренажерах. Внешне это очень громоздкое оборудование: кадиллак, реформер, стул – немного напоминающие инквизиторскую атрибутику наличием наручников, цепей, зажимов. Основное отличие такого оборудования от обычных тренажеров состоит в том, что опора, на которой непосредственно находится человек, нестабильна. Потому для удержания равновесия приходится прикладывать дополнительные (совсем немалые) усилия, в результате к работе подключается та самая мелкая мускулатура, которая в обычных тренировках или не используется или используется очень мало. Именно эти мышцы и формируют так называемый «корсет». Эти упражнения пилатес по праву считаются самыми сложными. Специальные тренажеры пилатес можно найти в фитнес-клубах и спортивных магазинах.
Хатха-йога
Хатха-Йога — это учение о физической гармонии, достигаемой с помощью физических средств воздействия на организм (диета, дыхание, асаны, бандхи, мудры), и психических средств (медитация и концентрация внимания во время выполнения асан, пранаямы). Ахимса — это главный этический принцип, лежащий в основе Хатха-Йоги. Этические принципы Хатха-Йоги описываются в первых двух ступенях: Яма и Нияма. В древних ведических писаниях говорится, что атма (душа) находится в плену пяти жизненных потоков (поток тонкого воздуха, поток тонкой воды, поток тонкого огня, поток тонкой земли и эфира) и только Хатха-йога может освободить её из данного плена для достижения самадхи.
Каждое упражнение известным образом воздействует на определённую часть тела, орган или группу органов.
Специально подобранные комплексы асан, в которых важную роль играет последовательность упражнений, применяют для улучшения и укрепления здоровья, для борьбы с различными недугами. При выполнении асан учитывают: дыхание (на задержке, на вдохе или выдохе); точку, куда должно быть направлено внимание.
У некоторых асан есть противопоказания к выполнению. Болезни, как считают йоги, это неправильное распределение жизненной энергии (праны) в организме, и выполнение определённых асан (а также выполнение пранаямы) ведёт к правильному перераспределению праны в организме, что и излечивает болезни, как физического плана так и психического.
Следующей, более сложной чем асаны, ступенью йоги являются дыхательные техники.
Хатха-йога помогает обрести полноценное здоровье, задействовав скрытые резервы собственного организма, и своими силами, своей волей добиться исцеления.
Пранаяма и асаны
Дыхание человека является основой жизни. Воздействие дыхательных упражнений на тело настолько мощно, что, делая только одни пранаямы, — можно поправить здоровье. А в комбинации с асанами человек при условии регулярных занятий будет всегда иметь здоровое тело и интеллект.
Несмотря на эффективность асан самих по себе, пранаяма способна придать им силу. Пранаяма применяется для накопления энергии — очищения и наполнения силой структуры человека, подготовленной посредством практики асан.
Основной задачей пранаямы является очищение дыхательной системы и поставка к клеткам всего тела высококачественной крови.
Также пранаяма и асаны помогают укрепить и успокоить нервы, снять напряжение. Хатха-йога — это искусство быстрого отдыха и расслабления тела, поскольку только после расслабления мускулов приходит покой ума.
Движение тела, течение мысли неразрывно связаны с дыханием. Поэтому особо пристальное внимание уделяется обучению практике правильного дыхания, как во время занятий, так и в жизни.
Йога учит сознательно и внимательно относиться к своему здоровью — учит практикам внешнего и внутреннего очищения тела и ума, способам поведения в мире и системе правильного питания.
Курсы по фитнесу
Кафедра технологий фитнеса проводит платные сертификатные курсы по фитнесу (направления: аэробика, степ-аэробика, аквафитнес, силовой тренинг, круговая тренировка, функциональный и интервальный тренинги, пилатес, йога, бодибилдинг, универсал групповых программ, ментальный фитнес) по программам обучения, позволяющим за сравнительно короткий срок овладеть необходимыми теоретическими знаниями и методикой проведения занятий.
Набор на курсы проводится два раза в год: в сентябре и в январе.
Название направления | Описание направления |
Аэробика. Степ-аэробика | Виды аэробики, средства и методы, используемые в аэробике. Классическая аэробика. Степ-аэробика, средства и методы, используемые в степ-аэробике. Хореографические методы построения аэробной части занятия. Управление нагрузкой на занятиях аэробикой и степ-аэробикой. Музыкальное сопровождение занятий по аэробике и степ-аэробике, основы музыкальной грамотности. |
Аквафитнес | Виды и разновидности аквафитнеса: классическая аквааэробика, аква-степ, аква-зумба, аква-боксинг, аква-калланетик, аква-тай, аква-нудлс, функциональные и интервальные тренировки (табата). Особенности выбора вида аквафинеса в зависимости от физического состояния занимающихся. Особенности методики проведения занятий в мелкой, средней и глубокой воде. Особенности методики проведения занятий с людьми разного возраста. Регулирование нагрузки на занятиях аквафитнесом. Контроль физического состояния при занятиях аквафитнесом |
Силовой тренинг. Круговая тренировка | Техника выполнения силовых упражнений для различных мышечных групп. Работа с внешним сопротивлением. Средства, методы, дозирование нагрузки на занятиях. Использование методических приемов, эффективно воздействующих на развитие силы. Отличительные особенности проведения круговой тренировки. Подбор физических упражнений. Регулирование нагрузки на занятиях. |
Функциональный и интервальный тренинги | Особенности проведения занятий функциональным тренингом. Использование внешнего сопротивления в функциональной тренировке. Средства, методы, дозирование нагрузки на занятиях. Особенности проведения занятий интервальным тренингом. Табата. Использование внешнего сопротивления в интервальной тренировке. Средства, методы, дозирование нагрузки на занятиях. |
Пилатес | История развития системы пилатес. Структура и содержание занятий. Современные направления системы пилатес. Методические особенности проведения занятий по системе пилатес. Практическое изучение и интеграция принципов системы пилатес. Разбор и практическая отработка техники выполнения упражнений. Модифицированные упражнения для начинающих. Дополнительные упражнения повышенной сложности. Принципы формирования тренировочных последовательностей. Составление тренировочных программ занятий, их отработка. |
Йога | Общая характеристика йоги как оздоровительной системы. Виды и современные направления йоги, их особенности. Дыхательные упражнения на занятиях йогой. Модификация асан для новичков и продвинутых практикующих. Разбор и практическая отработка техники выполнения упражнений. Составление тренировочных программ занятий, их отработка. |
Бодибилдинг | Формы, средства и методы, используемые в бодибилдинге. Особенности бодибилдинга как оздоровительной системы. Классификация применяемых средств бодибилдинга. Основные факторы, определяющие специфику воздействия средств бодибилдинга. Комплексы упражнений, выполняемые со свободными отягощениями и на специальных тренажерах. Фитнес-программы, основанные на видах двигательной активности силовой направленности, а также программы по питанию. Требования к профессиональным качествам инструктора по бодибилдингу. |
Универсал групповых программ | Базовая аэробика. Степ-аэробика. Силовой тренинг. Круговая тренировка. Функциональный тренинг. Интервальный тренинг. |
Ментальный фитнес
|
Пилатес. Йога. Миофасциальный релиз. Стретчинг. |
Дни и время проведения практических занятий – 2 раза в неделю в утреннее, дневное или вечернее время. Точное время и дни проведения занятий определяется на организационном собрании.
Стоимость за полный срок обучения составляет 1000,00 бел. руб., продолжительность обучения – 3 месяца.
Слушателям, окончившим полный курс обучения и успешно сдавшим экзамен аттестационной комиссии, выдается сертификат об обучении на 2 языках (белорусский, русский).
Согласно Положению об оказании платных образовательных услуг льготы по оплате стоимости курсов предоставляются:
- Работникам университета в размере 50% скидки от установленной стоимости обучения.
- Успевающим студентам 2-4 курсов дневной формы получения образования, 3-5 курсов заочной формы получения образования, магистрантам, аспирантам, докторантам университета предоставляется 50% скидка от установленной стоимости обучения.
Для зачисления на курсы необходимо предоставить следующие документы:
1. Медицинская справка о состоянии здоровья с допуском врача к занятиям по выбранному направлению в следующей формулировке: «По состоянию здоровья допускается к занятиям по (указать выбранное направление).
В справке должно быть минимум 3 печати:
— печать врача;
— печать «Для справок»;
— штамп медицинского учреждения.
2. Ксерокопия паспорта: страницы 31; 33.
3. Заключить договор в кабинете 423 (4 этаж 2 луч главного корпуса БГУФК).
4. Внести предоплату в размере 50% от стоимости курсов после заключения договора.
Информация по телефону: (8017) 361 74 86.